Прежде, чем начать обсуждения Грааля, надо разобраться, что же все-таки это такое. Существует несколько теорий относительно природы Святого Грааля:
1. Первая, наиболее распространённая, гласит, что происхождение Грааля – от Голгофы. Кровь Господня, стекавшая по крестному древу, была собрана праведным Иосифом Аримафейским в таинственную чашу. Это та самая чаша, над которой Спаситель произнес главные слова Тайной Вечери: «Пейте от нее все. Это Кровь Моя Нового Завета. Испивший ее не умрет вовек». А.Е.Эммерих описывает Чашу как каменный сосуд простых форм, украшенный символическим орнаментом. Стоит отметоть, что впервые "Грааль" упомянул в 1160-1180-е гг. француз Кретьен де Труа в "Романе о Персевале", охарактеризовав его как блюдо, а не как чашу.
2. Согласно другой версии, Грааль — некий священный камень, связанный с тайной жизнью Иисуса. Грааль — это великий волшебный камень или символ совершенной души, подобной ограненному камню. Есть версия, что это камень с высеченными на нем древними знаниями. Как считали нацистские ученые, в древние времена слово «Горр» означало «драгоценный камень», а слово «Ал» — «осколок» или «перо», которым писали. Отсюда, сокращение в виде Горрал или Грааль, означающее «драгоценный гравированный камень» . Упоминания о Граале как драгоценном камне встречаються в произведениях средневекого поэта Вольфрама фон Эшенбаха.
3. Грааль — драгоценная мистическая реликвия, уцелевшая во время потопа, возможно золотое изображение ноевого ковчега.
4. Есть так же предположения о дохристианском присхождении Грааля. Языческие корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения. В кельтских легендах есть ведьмин расколотый волшебный котел Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в столице Ирландии Таре.
Когда эта сложносоставная кельтская фольклорная традиция попала в 12 в. во Францию, сочинители попытались в духе своего времени христианизировать ее мотивы. И поскольку Грааль, первоначально языческий сосуд, обладающий магическими свойствами, даровал человеку, согласно кельтским сказаниям, чудесное, мистическое блаженство, его естественно было связать с евхаристией, с христианскими таинствами. Грааль превратился в Святой Грааль (Saint Graal, Sangrail и пр.), а поскольку слово «грааль» было непонятное, темное, эта неясность давала свободу для переосмысления, и предмет, который им обозначался, стал пониматься как кубок, потир, чаша причастия. Параллельно в результате ложной этимологии Sangrail был осмыслен как sang real («истинная кровь») и стал означать кровь Христову. Ассоциация кельтского волшебного сосуда с Иосифом Аримафейским, вероятно, тоже произошла из-за двусмысленности, неопределенности старофранцузского слова cors, которое может значить и «кубок», и «тело». Поэтому «грааль», понятый как «кубок Христов» и переосмысленный как «тело Христово», оказался связан с образом Иосифа Аримафейского, стража над телом Христа.
Есть так же еще много версий о природе Грааля. Согласно одной из них – Грааль представляет собой священную книгу арийцев. Ей часто спекулируют нацисты.
Версия, принципиально, отличающаяся от остальных — это версия, что чаша Грааля это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления. Есть так же много других подобных версий.
__________________________________________
Материалы взяты из разных источников. Каково ваше мнение о версиях?