R.-m.a.o. Orion
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » О разном » История » Монашеские ордена (Орден иезуитов)
Монашеские ордена
ViperДата: Суббота, 29.03.2008, 23:52 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





В Словаре русского языка слову «иезуит» дается такое объяснение: «1. Член так называемого «Общества Иисуса», одной из самых реакционных воинствующих организаций католической церкви; 2. Хитрый, двуличный, коварный человек». С первым определением можно согласиться или не согласиться, во всяком случае, оно понятно. А вот почему понадобилось давать второе, мало кому известно.
Генерал Папы Римского
Рассказ о тайной истории иезуитов следует начать с истории богатого испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы, родившегося в 1491 году. Получив приличное по тем временам образование, дон Игнацио избрал военную карьеру и стал блестящим офицером. Казалось, жизненный путь идальго предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду, дон Игнацио получил тяжелое ранение в жестоком сражении. Благодаря природному здоровью и жажде жизни он вырвался из лап смерти. Но выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять о весьма важном, как он считал, вопросе: отчего, несмотря на все усилия инквизиции, католическая вера и власть Папы значительно ослабли, а Реформация набирает силу?
Оправившись от ран, Лойола оставил военную службу и решил полностью посвятить себя религиозному подвижничеству и служению Папе Римскому. В 1523 году идальго совершил паломничество в Иерусалим, где попробовал свои силы на поприще обращения мусульман в христианство, но потерпел фиаско и, немало раздосадованный неудачей, покинул Святую землю.
Вернувшись на родину, де Рекальдо некоторое время изучал богословие в Саламанке, а затем отправился в Париж, где продолжил богословское образование. Там он познакомился и довольно близко сошелся с видными религиозными деятелями Лайнезом и Бовадильей. При их участии и поддержке других единомышленников, которые появились у отставного офицера, дон Игнацио Лопес де Рекальдо Лойола разработал проект монашеского Ордена «Общества Иисуса», позднее получившего название «Ордена иезуитов» от латинской формы имени Иисус - Jesus.
Искушенный в военном деле, придворных интригах и богословии, дон Игнацио считал, что основной целью нового ордена должны стать защита и распространение власти Римско-католической церкви и папского единодержавия. Проект отправили в Рим, и 27 сентября 1540 года Орден был утвержден Папой Павлом III, который наделил его чрезвычайными привилегиями. На следующий год Игнацио Лойола стал первым генералом Ордена. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Из всех католических монашеских орденов лишь иезуиты имели своим главой генерала. Через пятнадцать лет, 31 июля 1556 года, основатель Ордена скончался, а уже в 1622 году был канонизирован католической церковью.
Возникают вопросы: почему Папа сразу же дал новому Ордену чрезвычайные привилегии и почему во главе монахов поставили генерала? За какие выдающиеся заслуги всего через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь обычно подходит к вынесению подобных решений достаточно взвешенно и осторожно.
Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Дело в том, что, разработав проект нового монашеского Ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Да к тому же в виде полувоенной организации с жесткой дисциплиной. Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять разведывательные и контрразведывательные функции - они были просто грубыми мясниками, а их шпионы и доносчики не умели корректировать в нужном направлении ход политических процессов. Наверняка немалое влияние на него оказала поездка на Восток, где сильные позиции имела секта исмаилитов, которых позднее многие авторы недаром называли «мусульманскими иезуитами». Мое мнение : в эти времена католическая церковь активно враждовала с протестантами , а иезуиты могли справится с ними.

Добавлено (29.03.2008, 23:52)
---------------------------------------------
Встав во главе Ордена, монах-генерал начал создавать армию шпионов и лазутчиков, исповедовавших вовсе не христианское милосердие, а беспощадный принцип - «цель оправдывает средства». Это полностью развязывало им руки, особенно в отношении язычников и еретиков, коими являлись для Лойолы и православные христиане.
Цель оправдывает средства
После смерти первого генерала его последователь Иаков Лайнес несколько реорганизовал орден в соответствии с замыслами и заветами своего «учителя». Вот как выглядела после этого структура «общества» с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, Орден делился на разряды. Первый составляли испытуемые. В течение двух лет они проходили суровую школу орденской дисциплины, не допускавшую даже мысленных сомнений и малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника: неважно, шла ли речь о доставке тайного послания или убийстве неугодного человека. Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все испытуемые, а лишь особо доверенные и способные становились схоластиками и получали весьма основательное по тем временам образование. Во время обучения они должны были таиться друг от друга и заниматься доносительством. Кроме того, им давались навыки конспиративной работы, а также практические знания, необходимые для того, чтобы стать «ловцами душ», то есть вербовщиками агентуры. Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. Испытуемые же и схоластики, хотя и являлись членами Ордена, могли, ничем не выделяясь, свободно жить в миру. Именно из таких законспирированных иезуитов состояла обширнейшая шпионская сеть «Общества Иисуса».
В свою очередь, коадъюторы тоже делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. Ну а по линии тайной деятельности в их обязанности входил негласный поиск подходящих кандидатов для привлечения в ряды членов Ордена, а также выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.
Впрочем, коадъютеров использовали и для выполнения важных заданий, хотя чаще для этого привлекались схоластики. Например, известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон был тайным иезуитом и имел степень посвящения схоластика. Переодетый девицей, в переплете книги Монтескье «Дух законов» он доставлял секретные послания французского короля Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. В корсете этой «дамы» были зашиты полномочия на ведение переговоров, а в подошве башмака спрятан ключ от шифрованной переписки. Позднее, будучи секретарем французского посла в Лондоне, де Бомон ухитрился незаметно стащить портфель заместителя английского министра иностранных дел Вуда, пока того угощали ужином. Ловкий иезуит успел скопировать лежавшие в портфеле важные документы и также незаметно вернуть портфель дипломату. Естественно, что обо всем он подробно информировал своих начальников по Ордену.
Вообще вербовке агентуры и подготовке собственных лазутчиков в «Обществе Иисуса» уделяли большое внимание. Недаром уже пятый по счету генерал ордена Клавдий Аквавива (1582-1616 гг.) сам составил их учебную программу и всячески способствовал открытию новых иезуитских учебных заведений, где можно было бы тайно обучать преданных людей. Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и т.п. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, потом шли в услужение. Однако эта странность объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться и тем, и другим.
Самую высшую степень посвящения в Ордене представляли так называемые профессы, принимавшие кроме трех обычных монашеских обетов еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Вернее, генералу Ордена. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе. В «странах еретиков» - таких, как, например, Россия, профессы становились духовниками при дворах влиятельных князей, где вербовали иезуитам сторонников. То есть, на языке современных спецслужб, приобретали агентуру влияния. Глава профессов выбирался из своей среды генералом Ордена. А он, в свою очередь, назначал остальных профессов на должности и руководил деятельностью всего Ордена. Обратите внимание: главу «Общества Иисуса» назначал не Папа Римский, а иезуиты сами выдвигали его из собственной среды и отчитывались лишь перед ним! Объяснялось это тем, что в разведке, а именно этим прежде всего занимался Орден, к профессиональным секретам стараются не допускать даже политическую власть предержащую.
Скрывшиеся в темноте
К 1616 году Орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира. Иезуиты активно действовали в Испании, Италии, Португалии, католической Германии, Баварии, проникли в Вест-Индию, Японию, Китай, Бразилию и Парагвай.
Список преступлений, совершенных иезуитами и их шпионами, занял бы многие тома. Например, во Франции они всячески разжигали войну между католиками и гугенотами, действуя под покровительством герцогов Гизов. Именно иезуиты организовали покушение на короля Генриха IV, после чего их первый раз изгнали из Франции. Но в 1603 году Орден сумел вернуться, чему немало способствовали приобретенные ранее агенты влияния. В Германии стараниями иезуитов не прекращалась Тридцатилетняя война, разорившая страну и унесшая множество жизней. Однако утопить Реформацию в крови им так и не удалось. Грязные интриги, шпионаж, отравления, убийства, шантаж, подкупы и прочие весьма неблаговидные дела иезуитов в конце концов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году Орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил Орден ликвидированным повсеместно. Однако это вовсе не означало конец «Общества Иисуса». Иезуиты, говоря современным языком, перешли на нелегальное положение и, пользуясь накопленными огромными богатствами, постарались сохранить тайную структуру и шпионскую сеть, продолжая руководить ими из подполья. И вот что показательно: в это трудное для них время поддержку Ордену оказали прусский король Фридрих II и русская императрица Екатерина II, втайне симпатизировавшие иезуитам.
Гонения на «Общество Иисуса» продолжались более 40 лет, пока наконец 7 августа 1814 года Папа Пий VII не восстановил Орден, но только для «миссионерской деятельности» в России и Литве. Католическая Литва и православная Русь для католического Запада были прежде всего славяне и, следовательно, представляли немалую опасность. Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» все равно миновали. В Испании ему то возвращали имущество, то вновь отбирали. Не удалось иезуитам прочно обосноваться и в других странах, за исключением протестантской Англии, где они даже открыли несколько учебных заведений. Из России же иезуиты были изгнаны указом от 13 марта 1820 года и больше официально туда не возвращались

 
Форум » О разном » История » Монашеские ордена (Орден иезуитов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz